А тебя то рычаг заеб*т, то лампочка …

loko11

2 ноября 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательные результаты расследования катастрофы Як-42 в ярославском аэропорту Туношна, в которой погибли игроки хоккейной команды «Локомотив». Причиной трагедии была ошибка экипажа. Послушав расшифровку разговоров экипажа понимаешь, в какой стране живешь.

Эксперты пришли к выводу, что перед попыткой взлета в аэропорту Туношна самолет был полностью исправлен: у машины были в порядке тормоза и руль, было достаточно качественного горючего и места для разгона. Все системы лайнера работали в штатном режиме. Впервые в истории авиакатастроф была полностью реконструирована история с Як-42 7 сентября.

«Мы специально показали всю реконструкцию аварийного полета начиная с предполетного брифинга экипажа. Никакой спешки, никакого давления, в том числе диспетчерского состава, на экипаж не было», — сказал глава технической комиссии МАК Алексей Морозов на пресс-конференции в МАКе. Морозов подчеркнул, что экипаж прогревал двигатель в течение шести минут, как и положено по инструкции. В 16.00 мск из Туношны должен был вылетать только вертолет R-44 компании «Русские вертолетные системы», но взлетал он не с полосы, а с вертолетной площадки. В Туношну в это время самолеты не садились, и полоса была свободной.

 

Во второй части брифинга комиссия МАК показала на экране реконструкцию полета с записью разговоров экипажа, взятых с бортовых самописцев.
Первые семь минут записи два пилота просто матерятся и рассказывают всякие байки.На записи слышно, как командир экипажа (КВС) Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов проверяют контрольную карту — показания приборов и их положение.

 

- Да ебан*й, как заеб*л этот рычаг, бл*дь! - говорит Жевелев.

- А тебя то рычаг заеб*т, то лампочка, - отвечает командир.

Расчетных данных полета экипаж не проводил и, какой груз везет самолет, они не знали (взлетный вес был 53 949 кг), но, опираясь на свой опыт, ставят показатели стабилизатора на 8,5°. (Морозов отметил, что в итоге стабилизатор был поставлен правильно, но выставлять его значения наугад недопустимо.) При этом решение принимает второй пилот. У комиссии сложилось впечатление, что в экипаже именно он был лидером, и это, отметили в МАК, говорит о том, что компания «Як-Сервис», эксплуатирующая самолет, неправильно формировала экипаж.

Затем пилоты, получив разрешение диспетчера, штатно запустили двигатели и вырулили на пятую дорожку ВПП. Тут в споре со вторым пилотом Жевеловым решение в итоге принимает командир экипажа Соломенцев

 

– Перед взлетом экипаж не рассчитал параметры взлета: вес, центровку, скорость, потребную дистанцию, – комментирует запись Морозов. – Несмотря на предложения бортмеханика и второго пилота, командир неграмотно решил взлетать на номинальном режиме работы двигателей без руления в начало полосы. То есть срезает кусок ВПП длиной в 300–350 метров.

 

15.58.20.Диспетчер разрешает взлет. Табло отказов не горит, все системы в норме.
15.58.36.Самолет начинает разбег. – Около 15 секунд двигатели работали на пониженных оборотах, что затянуло разбег, – рассказывает Морозов.

 

15.58.42.«Рубеж 190», – рапортует командир. – Соломенцев назначил скорость принятия решения о взлете или его прекращении – 190 км/ч, а надо было 210, – объясняет Морозов.

15.59.19.На самолет начинает действовать тормозящая сила до 3,3 км/ч в секунду. – По результатам летного эксперимента установлено: такое возможно, только если ступни пилота стоят неправильно: вместо пола они находятся на тормозных площадках педали, – уверяет Морозов.

15.59.21.Тормозящая сила растет. Скорость – 185 км/ч. Переднее колесо не хочет подниматься. До конца ВПП 1350 м.

15.59.26.Бортмеханик устанавливает взлетный режим работы двигателей. Нос самолета не слушается. – Анализ показал, если бы в этот момент – за километр до конца ВПП – экипаж прекратил взлет, то самолет гарантированно остановился бы за 150 м до выхода с ВПП, – констатирует Морозов.

15.59.36.Скорость уже 230 км/ч, а судно не взлетает. Тормозящая сила увеличивается в три раза. До конца ВПП 650 м.

15.59.45.Самолет проезжает ВПП, командир на секунду отпускает штурвал «от себя». Второй пилот кричит «Че ты делаешь-то?» – и оба рвут штурвал «на себя». Одновременно борт­механик, посчитав рывок «от себя» прекращением взлета, убирает обороты всех двигателей на «малый газ». Второй пилот орет на механика, и тот возвращает движкам взлетный режим. – Тут они потеряли шесть секунд, – вдыхает Морозов.

15.59.52.Проехав после конца ВПП 450 метров на скорости 210 км/ч, самолет отрывается от земли.

15.59.54.Як-42 резко уходит носом вверх на 19 градусов, сваливается на левый бок, задевает крылом антенну радиомаяка.

15.59.56.Пролетев 120 м, Як-42 падает на левое крыло, тут же происходит взрыв керосина. Самолет переворачивается и взрывается. Второй пилот орет: «Андрюха, это пи**дец!»

– Непосредственная причина катастрофы – ошибочные действия экипажа, выразившиеся в нажатии на тормозные педали при подъеме носового колеса из-за неправильной постановки ног, – подводит черту Морозов.

http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/490366

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments