«Черный лебедь» надел футбольную форму

Красный день футбольного календаря

18 апреля 2021 года стало историческим днем для мирового футбола. Пандемия ускорила мировую эволюцию великой игры. Как раньше джентльмены не понимали, что в футбол могут играть простые рабочие, да еще и за деньги, так и сейчас УЕФА никак не может смириться, что футбол принадлежит не ей. Вы будете спорить с тем, что миром правят деньги? Или с тем, что основную власть и влияние обеспечивают природные и финансовые ресурсы. УЕФА – это тоже чисто про деньги. Все это не хорошо и не плохо, это данность. То, как много у идеи Суперлиги противников, только подчеркивает ее значимость. Ближайшие месяцы будут крайне любопытными. Такого не было со времен дела Босмана.

Что случилось?

12 футбольных клубов объявили о создании новой «Суперлиги». Этими мятежниками стали «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити»,  «Арсенал», «Челси», «Тоттенхэм», «Барселона», «Реал», «Атлетико», «Интер», «Милан» и «Ювентус». Ждут свое очереди и согласования «Бавария», «РБ Лейпциг» и «Порту». Планируется, что в турнире примут участие 20 команд. Клубы будут разделены на две группы по десять команд, в котором участники проведут 18 встреч.

В четвертьфинал напрямую пройдут по три лучшие команды из каждой группы. Еще два места в плей-офф будут разыграны между обладателями четвертых и пятых мест. Четвертьфиналы и полуфиналы будут сыграны в двухматчевом формате. Финал состоится на нейтральном поле.

Турнир Европейской Суперлиги должен стартовать в августе 2021 года. Перед началом турнира участники получат единовременный платеж в размере €3,5 млрд для реализации планов инвестиций в инфраструктуру и компенсации воздействия пандемии коронавирусной инфекции.

Исключат ли клубы-отказники из числа участников национальных чемпионатов? 

Сразу шесть английских клубов вошли в состав учредителей новой лиги. Участие этих клубов в Чемпионате Англии может запретить только бессмертный человек. Или чиновник, находящийся под общим наркозом. Но если такое вероломное решение будет принято, возникает вопрос. Кто будет смотреть такой Чемпионат Англии? Под «смотреть» я имею в виду в первую очередь трансляции по ТВ. Доля в общей выручке клубов АПЛ доходов от ТВ трансляций составляет до 80%. В турнире без «большой шестерки» медиаконтракты потеряют 70% своей стоимости. При этом топовые английские противостояния никуда не денутся. Возможно, даже станут еще принципиальнее. К тому же, не забываем, сами клубы рассматривают новый турнир как альтернативу Лиге Чемпионов УЕФА, а не национальным чемпионатам.

Пожалуй, единственная реальная потеря, если Лига Чемпионов УЕФА прекратит свое существование, оставшись без чемпионов, – это музыка. Завораживающая музыка гимна, написанная Тони Бритеном, - это одно из самых ярких. В то, что создателям нового турнира удастся создать такое же шедевральное музыкальное сопровождение, есть большие сомнения. Но в чем нет сомнений, что матчи нового турнира будут пользоваться огромным спросом. Причем по всему миру. Где-нибудь в Китае условный матч «Арсенал» – «Атлетико» соберет еще больше болельщиков, чем в Англии или Испании. Это на тот случай, если им кто-то запретит играть в своих странах. Как мы уже не раз говорили, центр спортивного мира неизбежно смещается в Азию. Там основной потребитель!

Андреа Аньелли, (2016): «Телеправа на Лигу чемпионов стоят 1,5 млрд долларов, на Супербоул НФЛ – 7. При этом в мире 1,6 млрд любителей футбола, а НФЛ смотрят 150 млн. Надо использовать нереализованный потенциал».

Допустят ли игроков клубов-отказников до международных турниров сборных?

Несмотря на то, что со стороны УЕФА зазвучали угрозы об отстранении всех игроков клубов-отказников от всех международных турниров под эгидой ФИФА и УЕФА, возникает резонный вопрос: а кто от этого больше потеряет? Особенно если речь идет о бесполезных матчах отборочных турниров с условными Мальтами и Гибралтарами.

К тому же большой вопрос, что будет с Чемпионатами мира по футболу в том формате, который нас ждет после ЧМ-2022 в Катаре (увеличение количество участников до 48 сборных). Отметим еще одно историческое событие: возможно, в России прошел последний нормальный ЧМ. И, к слову, что мешает тем же инвесторам организовать отдельный ЧМ с нормальными сборными?

Футбол – не собственность ФИФА и/или УЕФА. Да, они могут так считать. Но их проблема в том, что у них практически нет ресурсов давления на клубы. Уступки в доходах от ЛЧ больше не проходят. Только если не пообещать чего-то уж совсем невообразимого. Наша с вами любимая игра меняет собственника на наших глазах. Футбольные чиновники думают, что эта игра – их собственность. Посмотрим, смогут ли они это доказать делом, а не угрозой всех отстранить и тем самым выстрелить себе в ногу.

Заметим, кстати, что пока ФИФА ведет себя в своих заявлениях гораздо скромнее. И ведь именно президент ФИФА Инфантино до недавнего времени планировал организовать новый турнир – клубный чемпионат мира на замену Кубку Конфедераций. И если бы не пандемия, скорее всего, организовал бы его. И, опять же, на деньги неназванных инвесторов. Так что еще не известно, какую позицию по итогу займет руководитель всего мирового футбола.

Как могут помешать клубам-отказникам выступающие против них правительства стран и ЕС?

Ответ, что, скорее всего, никак. И если кто-то упрекает клубы-олигархи в том, что они думают только о себе, не будем забывать, что организаторы нового турнира обещают делиться доходами и с остальными клубами из национальных федераций. Не думаю, что и кто-то из правительств каких-либо государств будет запрещать играть клубам на территории своих стран. В любом случае, уверен, найдутся те, кто примут матчи с распростертыми объятиями.

Нет ничего удивительного в желании европейских топ-клубов перенять лучший международный опыт. Если сделать все по уму, возможно, в недалеком будущем, как и в Северной Америке, будет неважно, кто станет чемпионом Англии, Италии и Испании по футболу. Дань традициям очень мешает развиваться Европе. Но эволюция неизбежна. Напомню, кстати, что во времена создания АПЛ правительство Англии пыталось  судиться с клубами. Но футбол в частности и спорт в целом – игра, в которую каждый имеет право играть, как и когда пожелает. Возможно, в новой лиге, например, вообще не будет допингового контроля. Или его будет осуществлять не ВАДА. Повторюсь, то, что происходит, было неизбежно. Вопрос времени. И вот, похоже, оно пришло. Устоявшееся равновесие в футболе пошатнулось. Начались поиски нового.

Современный спорт перестал быть игрой и стал бизнесом?

Для тех, кто обвиняет клубы-отказники в погоне за длинным евро, есть такой вопрос: разве современная структура футбола не о том же? Богатые становятся богаче, бедные – беднее. Так работает весь европейский футбол. При этом в Северной Америке профессиональный спорт построен на системе закрытых лиг, но это не мешает зарабатывать не только элите. Вопрос выстраивания эффективной системы. И есть большие сомнения, что ФИФА и УЕФА справлялись с этой задачей.

Да, современным спортом правит бизнес. Но правильный бизнес всегда стремиться к эффективности. Закрытые лиги и матчи сильнейших с равными – самое экономически эффективное, что может сегодня быть. За этим и будущее. Это и есть «завтра».

Время расставит все по местам. Упомянутое создание АПЛ – это эволюция или революция? Напомню, что создание лиги началось с... угрозы выхода 10 клубов и создания... Суперлиги. Можно долго говорить, что так до этого не было, но прогресс не остановить. «Черный лебедь», наконец, надел футбольную форму.

С теми, кто говорит, что спорт – это в первую очередь игра, думаю, не согласятся ни все североамериканские лиги, ни один из основателей Суперлиги из небезызвестного семейства Глейзеров. Что для них спорт как не бизнес? Музыку заказывает тот, кто платит. Что-то я не помню, чтобы хоть одна из коммерческих лиг страдала от отсутствия своих представителей на Олимпийских Играх или Чемпионатах мира. Бизнес пришел в спорт уже почти как лет 100 назад. И не думаю, что скоро уйдет. В интересное время мы с вами живем. Следим за развитием ситуации

Владимир Агеев

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments