В чем кроются проблемы экономики футбола в России?

Еще раз говорим о том, что управлять можно лишь тем, что можннно измерить. Спортивная экономика в России живет своей спокойной и скрытой жизнью. европейски еправила настаивают на том, чтобы все участники процесса соревнований подавали свои статистические отчеты для анализа и планирования дальнейшей работы. И наши руководители от безысходности должны подавать данные о своих экономичесикх показателях.

УЕФА в среду утром опубликовал огромный отчет о состоянии европейского футбольного рынка в 2014 году. Все данные основываются на официальных источниках, предоставленных клубами и лигами.

За пять лет (2009-2014) доходы клубов российской премьер-лиги суммарно увеличились на 370 миллионов евро – это шестой показатель в Европе. При этом темпы роста получились самыми высокими в рейтинге – 86 процентов. В среднем доход каждого российского клуба за 5 лет увеличился на 23,2 миллиона евро.

Правда, на более короткой дистанции (2013-2014) результаты намного хуже. За год доходы российских клубов упали на 160 миллионов евро. УЕФА отмечает, что это главным образом связано с ослаблением рубля на 12,6% в 2014 году.

В первой двадцатке клубов с самыми высокими доходами – один представитель России. Это «Зенит»: 168 миллионов евро, 16-е место.

Общий доход клубов РФПЛ в 2014 году составил 800 миллионов евро (в среднем на клуб – 50,2 млн). Это 6-й показатель в Европе, следом за большой пятеркой: Англия, Германия, Испания, Италия, Франция.

Сейчас будет очень больно. Россия делит 13-е место с Австрией и Норвегией по среднему доходу одного клуба от продажи ТВ-прав – 1,4 миллиона евро в год. При этом медиаправа составляют всего около 3 процентов в структуре общих доходов российских клубов. Это самый низкий показатель среди топ-15 стран.

Средний доход российского клуба от продажи билетов – 1,7 миллиона евро в год, это снова последнее место среди топ-15 стран. На продажу билетов приходятся все те же 3 процента от общего дохода российских клубов, при этом среди топ-15 лиг ни у кого этот показатель не опускается ниже 11%.

Зато по поступлениям от спонсоров и коммерческих партнеров Россия занимает 3-е место: в среднем каждый клуб получает 30 миллионов евро в год. Спонсорские и коммерческие контракты принесли клубам РФПЛ 537 миллионов евро за 2014 год – это больше, чем у Испании (470 млн). Еще больше только у Франции, Германии и Англии.

Еще одна важная деталь: спонсоры и коммерческие партнеры приносят российским клубам 60 процентов от общего дохода. Это самая высокая доля среди топ-15 стран.

Интересно, что продажа игроков принесла российским клубам почти в два раза больше денег, чем билеты и медиаправа вместе взятые – 88 миллионов евро (11 процентов от общего дохода). Это 8-й показатель в Европе.

На выплату зарплат каждый российский клуб в среднем тратит 37,4 миллиона евро в год. Это шестой показатель в Европе. При этом на зарплаты приходятся 74 процента общих доходов команд РФПЛ.

Интересно, что в последние пять лет зарплаты в России росли быстрее, чем в Англии, Германии и других топовых лигах – 73% роста в 2009-2014 годы против 50%, 41% и так далее. Активнее вознаграждения игроков и сотрудников увеличивались только в Турции (104%) и на Украине (94%).

В среднем каждый российский клуб за пять лет увеличил затраты на зарплаты на 15,7 миллиона евро.

Однако в рейтинге клубов, которые больше всех в Европе тратят на зарплаты, только один представитель России. И это снова «Зенит» – 12-е место, 128 миллионов евро.

Заключительные диаграммы лучше всего подводят итог отчета УЕФА. Ни у кого спонсорские и коммерческие соглашения и иные доходы не перевешивают медиаправа и билеты настолько сильно, как у РФПЛ.

Полная версия отчета УЕФА

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments