Тайны гибели Марадоны и его сакрализаци

11 марта в Буэнос-Айресе начнется судебное разбирательство над семью из восьми задержанных по делу о смерти Марадоны. Эти люди находились рядом с Диего и оказывали ему медицинскую и врачебную помощь в последние дни его жизни. Все они – врачи и медперсонал: нейрохирург Леопольд Луке, психиатр Агустина Косахов, психолог Карлос Диас, координировавший уход на дому доктор Нэнси Форлини, координатор медбрата Мариано Перрони, медбрат Рикардо Альмирон и клинический врач Педро Ди Спанья. Им грозит от 8 до 25 лет тюремного заключения. Суд над восьмой обвиняемой, медсестрой Дахианой Мадрид, которая непосредственно занималась уходом за Марадоной, состоится отдельно в другую дату.

Смерть или гибель?

Еще в 2021 году следствие пришло к выводу, что смерти Марадоны действительно можно было избежать, если бы он получал более совершенный медицинский уход. Тогда же были предъявлены обвинения медицинским сотрудникам. При этом судебно-медицинский эксперт Пабло Феррари утверждал, что остановка сердца Диего могла быть вызвана внешним токсичным веществом — например, кокаином. Однако точного заключения тогда дать не удалось после проведения анализов.

Неделю назад Дальма Марадона, дочь Диего, выступила на ТВ-шоу Angel Responde и со слезами на глазах заявила, что накануне суда вся семья живет в страхе перед мафией, которая причастна к смерти отца. Вот такой неожиданный поворот событий. Это значит, что пристальное внимание к судебному разбирательству обеспечено, и ажиотаж вокруг имени великого аргентинца не утихает даже после его смерти.

Легендам о бессмертии Марадоны способствует то, что Диего неоднократно спасался от земной смерти и трижды «воскресал» после клинической смерти. Жизнь, состоящая из чрезмерных удовольствий, привела его к чередованию больничных диагнозов и предсмертных мук и страданий. Устойчивость мифа «Марадона жив!» поддерживается продолжающимся расследованием и предположением, что Марадона стал жертвой заговора с убийством. Версию о странной смерти Диего представил Феликс Хутт в немецком документальном фильме «Было ли это убийство? Секретное дело о смерти Марадоны!» Однако факта его смерти это не меняет. Развеются ли сомнения по поводу причин смерти Марадоны, возникнет ли новый миф о воскрешении, или будут продвигаться идеи сверхчеловека каким-то иным путем – все это снова находится не в руках самого героя, а в руках авторов его исторического мифа.

Посмертные почести

2 октября 2024 года суд аргентинского города Сан-Исидро разрешил перенести останки футболиста Диего Марадоны в строящийся мавзолей возле Президентского дворца в центре Буэнос-Айреса. Отмечается, что соответствующее разрешение запросили обе дочери Марадоны - Дальма и Джаннина, чтобы люди могли «выразить ему свое почтение». Суд постановил, что если перенос останков никаким образом не поставит под угрозу их сохранность, то нет оснований для отклонения запроса. Сейчас Марадона покоится на закрытом для посещения частном кладбище Белья Виста муниципалитета Сан-Мигель Буэнос-Айреса. [1]

Такое решение суда означает не просто формальное перемещение останков Диего Марадоны, но и начало нового этапа его сакрализации и инициации аргентинского идола в стенах мавзолея со всеми сопутствующими мероприятиями и ритуалами для посетителей нового аргентинского места культа. Никто из атлетов современности никогда не был удостоен таких почестей и признания величия со стороны культурологов, антропологов, социологов, политологов и историков после смерти. «Вряд ли найдется какая-либо историческая фигура, уверяет нас Эдуардо Арчетти, которая имела бы такое же значение для национального самосознания и имиджа, как Диего Армандо Марадона. Это связано с тесной символической связью между спортом и национальной культурой в Аргентине, причем футбол, в частности, играет роль ключевого момента для формирования региональной и национальной идентичности… Не напрасно массы называли его гением, а затем называли Богом, потому что они знали, что Бог умер, и его нужно заменить, и потому что мы не можем жить без чего-то похожего на него».

Справедливости ради, следует отметить что «Король футбола» бразилец Эдсон Арантес до Насименто, известный всему миру под именем Пеле, является трехкратным чемпионом мира и не менее легендарным футболистом, но он добывал свои победы и штамповал свои легендарные футбольные рекорды до наступления эпохи расцвета телевидения и маркетинга. Поэтому образ короля футбола Пеле не столь успешно коммерциализирован, как у многих его сегодняшних последователей. Пеле скончался в возрасте 82 лет в 2022 году, и уже через год в Сантосе, городе недалеко от Сан-Паулу, на втором этаже вертикального кладбища был открыт мемориал с золотым гробом Пеле. На входе в мемориал стоят две золотые статуи Пеле. Одна статуя стоит рядом с флагом клуба «Сантос», а вторая - с флагом Бразилии, подчеркивая отношение Пеле к стране и городу. Количество золота на один квадратный метр этого небольшого помещения поражает, но вряд ли может стать достойной оценкой того, чем мировой футбол обязан своему королю. Но это – бразильская история. Аргентинцы, в пику своим главным конкурентам, решили, что для Марадоны мемориала будет мало. Для него будет спроектирован и построен мавзолей возле Президентского дворца в центре Буэнос-Айреса. Уровень оказанных почестей должен полностью соответствовать масштабу фигуры для ее нового трансцендентного измерения.

Марадона – это гений футбола, творивший чудеса

В 1976 году в составе «Аргентинос Хуниорс» на поле вышел 16-летний молодой человек и сразу стал объектом для вопросов типа «откуда этот парень?» Вопросы быстро сменились на восхищение техникой работы с мячом, завидной устойчивостью на ногах, пониманием игры и видением всего происходящего вокруг себя. Он выглядел особенным всегда, когда появлялся на футбольном поле. И есть определенная справедливость в том, что Луис Сезар Менотти не пригласил Марадону в национальную команду Аргентины для участия в Кубке мира ФИФА 1978 года, и Диего не стал чемпионом мира у себя на родине, хотя был готов к этому и очень этого хотел. Тогда аргентинцы восхищались другими героями – Марио Кемпесом, Даниэлем Пассареллой, Леопольдо Луке, Освальдо Ардилесом, Хорхе Вальдано и другими игроками.

Дело в том, что победа на Кубке мира 1978 года стала фальшивой для многих аргентинцев, поскольку тот чемпионат проводился в их стране в условиях диктата государственной машины и патриотической пропаганды, когда для достижения победы использовались любые доступные средства. На этом фоне общество очнулось от демократической иллюзии и увидело свою страну наполненной несправедливостью.

По ходу турнира аргентинцы легко разгромили сборную Перу со счетом 6:0, что позволило им опередить на втором групповом этапе вечных соперников бразильцев и выйти в финал. Но почти сразу после разгрома появились слухи о коррупции. Странное безволие перуанских игроков породило версию о договорном характере матча. Британец Дэвид Яллоп посвятил этой истории свою книгу «Как они украли игру» (How They Stole The Game). В ней утверждается, что решение о подкупе принималось на самом высоком уровне – главой аргентинской военной хунты генералом Хорхе Видела. Трое игроков сборной Перу впоследствии признались, что получили за тот матч по 20 тысяч долларов. В финале хозяева турнира аргентинцы победили голландцев со счетом 3:1 и стали чемпионами мира. Это был триумф, похмелье от которого не проходит до сих пор.

Час Диего наступил в 1979 году на Чемпионате мира среди молодежных команд в Японии. Аргентинцы стали чемпионами мира, обыграв в финале сборную команду СССР 3:1. На том турнире блистали Диего Марадона и Рамон Диас, забившие 6 и 8 мячей соответственно. В Японии центром внимания для всех был Рамон Диас – лучший бомбардир турнира. Но ни тогда, ни позже Диас не стал героем и идолом для аргентинского народа. Он был классным игроком и «машиной по забиванию голов», стал отличным тренером, но фактор гениальности обошел его стороной.

Именно тогда в Японии начался поход за аргентинским счастьем, который возглавил другой человек. Счастье 1986 года было вынесено на плечах невысокого сильного брюнета, который, к тому же, четко понимал, какую тяжесть он берет на себя, и что он именно он взваливает на свои плечи. Социолог Пабло Алабаркес считает, что «Диего был, прежде всего, творцом невозможного. Из забитых им мячей в ворота Англии, Италии или Бельгии (на том чемпионате – прим. автора) нет ни одного предсказуемого или шаблонного. То, что он мог делать, и то, что он хотел сделать (даже если это было наперекор правилам), составляло смысл слова «sregoletezza». Это можно представить, как действие за рамками правил, когда создается невозможное, и проверяются заданные пределы этих правил. Вот что Диего сделал с футболом». Всякое чудо – это нарушение порядка вещей.

Алабаркес убежден, что «Диего стал самым важным символом аргентинской популярной культуры последних пятидесяти лет, не занимаясь музыкой, живописью, архитектурой, театром. Другие деятели культуры и искусства  - Спинетта, Мария Елена Уолш, Пьяццолла, Мерседес Соса, Фонтанарроса, Сандро, - олицетворяют современное состояние креольской культуры, но только Диего Марадона принес людям счастье, занимаясь не самым высококультурным занятием, – футболом».

Герои народной любви не назначаются по приказу, но логику их появления можно объяснить. Есть герои вымышленные, и есть герои исторические. Герои, которые прославились подвигами во славу своей страны, являются кумирами и образцами поведения для молодых людей. Их имена присваивают школам, улицам, паркам, в их честь проводят спортивные праздники и снимают кино. Рядом с ними соседствуют бунтовщики и мятежники, ставшие на путь несправедливости с государственными порядками (чаще всего), которые страдают и гибнут непокоренными. Эти герои, как правило,  более любимы, чем другие. Они, как правило, желали счастья «простому народу» и заботились о справедливости для народа. Трудно найти добродетельное сочетание образов для всех, но общее у них одно – народная любовь, которая делает их поистине национальными героями и слагает о них мифы и легенды.

Гениальность Марадоны требует отдельного изучения. Иммануил Кант понимал гениальность как «талант, который дает искусству правила» и считал, что «гениальность обязательно должна оставаться непонятой». Он считал гениальность не биологическим, а социально-нравственным свойством человека, предстающим в бесчисленном множестве уникальных проявлений нормы. Однако в каждом исключительном своем проявлении (ведь «гения следует целиком противопоставить духу подражания») гений действует в полном согласии с законами разума. Кроме того, кантовская концепция гениальности описывает «естественность таланта, посредством которой природа дает власть искусству». В версии Эдуардо Сачери Марадона двигался в «ритме музыки [...], которую эти бедные идиоты [англичане] не понимают».

Прегрешения и путь к сакрализации Диего

Жизнь и творчество Марадоны оставили горький осадок от самоуничтожения гения. Нам меньше всего хочется рассуждать о времени физического и духовного распада Диего Марадоны, но его двуликость и противоречивость являются феноменом, без которого обожествление его образа окажется неполным. Иными словами, именно его пороки и недостатки очеловечивают Бога, так что все простые смертные, включая бедных, бездомных и убогих, могут узнать себя в нем. Частью «репертуара интерпретаций» в дискуссиях о Марадоне стали темы протеста, гениальности, жертвенности, контраста света и тени, спортсмена и злодея. «Есть «Диего» и есть «Марадо-на». С Диего я бы пошел на край света, но с Марадоной я бы не пошел даже за следующий угол. Диего был продуктом скромного района, в котором он родился. А Марадо-на стал общественным деятелем, звездой реалити-шоу, которое сопровождало его». Так говорит Хорхе Вальдано, партнер Марадоны в чемпионском составе 1986 года. Он связывает положительные качества со стороной «Диего», а темную сторону с «Марадо-на», сделавшего себя жертвой, которая неизбежно приводит к проявлению худших качеств.

Факты разрушения Диего собраны в фильме Эмира Кустурицы «Марадона». Фильм состоит из семи частей, каждая из которых носит название одного из смертных грехов. Эти греховные страсти или пороки (гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (или блуд), чревоугодие и уныние) называются смертными, потому что они убивают душу. Прекрасный дар и талант футбольного гения не устояли перед жизненными соблазнами, несмотря на то, что игровая карьера Марадоны была похожа на сказку. Временами к нему приходило прозрение, но не раскаяние. Он продолжал эпатировать публику своими политическими заявлениями, обвинениями футбольных функционеров и желанием оставаться в информационном поле современности заметной фигурой. Дружба с политическими лидерами и мафиози, отношение к религии, музыкальные эпизоды очень содержательно наполняют каждую серию высшим смыслом. Диего Марадона говорит, поет, играет в футбол, рассказывает о детях, но его одержимость осталась там, где он «летал и не слышал, что ему говорила собственная дочь…».

Это противоречие, ставшее основой «обожествления» Марадоны, интересно рассмотреть с точки зрения теории философа и теолога Николая Кузанского. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое. Самой важной целью Николай считал максимально широкое воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия во мнениях. Согласно Кузанскому, противоположности и различия совпадают в Боге. Иными словами, эти понятия «заморожены» в резкой противоположности друг другу.

Христианский Бог часто мыслится как всемогущий и всеблагой, и его регулярно отличают от дьявола в общении. Однако на основе идей синтеза и тождества противоположностей Николая Кузанского существует не менее мощная интеллектуально-историческая концепция «coincidentia oppositorum», единство противоположностей в Боге. Она, в большей степени, подходит для объяснения и понимания «нечестивости» поступков Марадоны и его последующей сакрализации.

Одним из первых опытов сакрализации жизни Диего стала церковь Марадоны, которая была основана в 1998 году группой фанатов Диего Марадоны во главе со спортивным журналистом Эрнаном Амесом в городе Росарио. Этот проект, в большей степени, построен на негативных контекстах и утверждениях о различных формах грехопадения и нечестивости главного героя, ставшего при жизни объектом подражания и поклонения. Церковь Марадоны характеризуется потешно-развлекательным характером «священных» ритуалов, связанных с главными событиями в жизни Диего. 30 октября 2001 года в храме нового культа прошло первое богослужение, в котором приняли участие 500 человек. Члены церкви празднуют 30 октября «Рождество Диего» (Noche buena y Navidad Maradoniana), 22 июня прихожане празднуют «Пасху» (Las Pascuas Maradonianas), поскольку именно в этот день в 1986 году Марадона забил гол «рукой Бога» в ворота сборной Англии. Кроме того, служители церкви проводят обряды крещения и венчания. В фильме «Марадона» режиссёра Эмира Кустурицы значительная часть сценария посвящена «церкви Марадоны». «Все мы верующие люди, наш Бог - Иисус Христос, но в нашем сердце есть и другой бог – Диего». Главными священными атрибутами храма служат четки из мини-футбольных мячей, настоящий мяч, увенчанный терновым венцом, модель капеллы церкви Марадоны с фигуркой футболиста внутри, в образе Христа, бутсы футболиста, поставленные одна на другую в виде креста, и копия Кубка мира, который сборная Аргентины завоевала в 1986 году. Жрецы совершают «поклонение» в особом облачении – длинных футболках с ликом Марадоны.[2]

На различных этапах своей биографии Диего представал перед своими людьми как своего рода земное воплощение сверхъестественного величия. Его считают представителем простого народа, символом социального прогресса, бунтарем против могущественной элиты, абсолютным гением, пожертвовавшим собой, и медиумом высшей силы, превосходящей земные стандарты. И в этом он также противоречив и неподражаем. Роберто Фонтанаросса наиболее точно выразил отношение миллионов людей к футбольному гению: «Мне все равно, что Диего сделал со своей жизнью. Важно то, что он сделал с моей жизнью».

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments