Опубликовано вт, 31/05/2016 - 12:19
SD: Страсти, бушующие в антидопинговой войне, на некоторое время отвлекли внимание от поправок в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта», предложенных группой юристов Минспорта РФ. В спортивном сообществе активно обсуждались эти дополнения, поскольку возникает очень много нестыковок в организации профессионального спорта России, связанных с разными организационно-правовыми формами клубов, организационной структурой профессиональных спортивных лиг, процедурой банкротств клубов и персональной ответственностью менеджеров и т.д. Самое важное - как дальше жить?
Сегодня мы публикуем экспертное заключение Владимира Сараева - преподавателя модуля "Основы спортивного права" Центра спортивного менеджмента ЭФ МГУ имени М.В. Ломоносова по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта». Читаем и думаем.
Экспертный совет по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике (далее – Экспертный совет), в соответствии с Положением об Экспертном совете, в рабочем порядке провел экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» (далее – проект ФЗ), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Исследовательская часть
Изучены и проанализированы: проект ФЗ, пояснительная записка к проекту ФЗ, финансово-экономическое обоснование к проекту ФЗ, перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта ФЗ, перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта ФЗ, заключение Минюста России на проект ФЗ от 02.03.2016 г. № 09/23823-МГ, сопроводительные письма Минспорта России в Правительство Российской Федерации от 15.03.2016 г. № ВМ-05-04/1545, от 20.04.2016 г. № ВМ-05-04/2452.
Изучение проекта ФЗ и других представленных документов (материалов) позволило в сжатые сроки прийти к следующим выводам и сформулировать предварительные экспертные рекомендации для их рассмотрения и учета при подготовке проекта ФЗ ко второму чтению.
Выводы:
1. У проекта ФЗ выработана концепция, нашедшая свое отражение в пояснительной записке к проекту ФЗ.
2. Внесение проекта ФЗ в предложенной редакции в целом оценивается позитивно и актуально, согласно фактически сложившимся общественным отношениям в сфере физической культуры и спорта, в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта.
3. Проект ФЗ требует корректировки отдельных концептуальных положений и исключения неопределенностей, а также внесения правок юридико-технического характера.
Экспертные рекомендации:
1. Согласно предлагаемому по проекту ФЗ изменению, профессиональный спорт определяется как «часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований и получение участниками таких соревнований дохода». При этом профессиональный спорт не определяется как предпринимательская деятельность (ранее, в истории такой пример был согласно утратившему силу Федеральному закону от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Вместе с тем, по мнению Экспертного совета, предлагаемая дефиниция профессионального спорта не должна вносить неопределенность в то, что является ли профессиональный спорт коммерческим спортом.
В комплексе нововведений проекта ФЗ получение дохода рассматривается через предоставление в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетных ассигнований в форме субсидий или денежных средств от государственных корпораций, государственных компаний или организаций в которых более двадцати пяти процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати пяти процентов уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Иной, по настоящему коммерческой оставляющей профессионального спорта и других источников получения дохода, проектируемые положения проекта ФЗ не отражают. Таким образом, по мнению Экспертного совета, предлагаемое регулирование показывает незавершенность в предмете правового регулирования.
Возможным решением вопроса могло бы стать формулирование понятия профессионального спорта через получение участниками соревнований «…дохода в соответствии с законодательством Российской Федерации» или другое дополнение (уточнение), закрепляющее профессиональный спорт как коммерческий спорт.
Последнее ориентировало бы участников профессиональных спортивных соревнований на зарабатывание» доходов, вне получения бюджетных ассигнований в форме субсидий и «огосударствленных» денежных средств по рекламным, маркетинговым и другим услугам.
В связи с введением специальных субъектов профессионального спорта по проектируемой статье 191 (части 1 и 2) «Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта», названных как «основных», требуется взаимная корреспонденция этой нормы с правовой нормой по изменяемому понятию профессионального спорта (указаны только «участники»).
2. Представляется необоснованным выравнивание по юридической силе норм общероссийских спортивных федераций и норм профессиональных спортивных лиг, особенно если это касается трудовых отношений, регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Правовой статус общероссийской федерации по виду спорта, подтвержденный членством в международной спортивной федерации, организации, законодательно определенной в качестве «ответственной» за развитие вида спорта на территории Российской Федерации, создаваемой как юридическое лицо в организационно-правовой форме общественной организации (объединения), проходящей государственную аккредитацию и получающей статус общероссийской спортивной федерации, очевидно, не соответствует уровневому и статусному набору прав и обязанностей профессиональной спортивной лиги.
3. Проект ФЗ предлагает введение понятия профессиональных спортивных соревнований, общероссийских профессиональных спортивных соревнований, международных профессиональных спортивных соревнований. Согласно проектируемой статье 192 (часть 8), профессиональная спортивная лига вправе стать организатором международных профессиональных спортивных соревнований, включаемых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о спорте) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия – это «физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
Текст Закона о спорте во многом построен на базовом правовом институте «официальное спортивное соревнование», «официальное спортивное мероприятие».
Делегирование общероссийскими спортивными федерациями профессиональным спортивным лигам прав только на проведение чемпионатов, первенств России в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Закона о спорте, допускает неопределенность в соотношении правовых институтов «профессиональных спортивных соревнований» и «официальных спортивных соревнований».
Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним, противоправное поведение зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, соблюдение требований правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований и многое другое, связано со статусом официального спортивного соревнования.
В соответствии с частью 13 статьи 20 Закона о спорте статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования. Последнее законодательно закрепляет более широкие границы официальных спортивных соревнований по отношению к чемпионатам и первенствам России.
Возможным решением вопроса могло бы стать формулирование делегирования прав не только на чемпионаты, первенства России, но «…и другие официальные спортивные соревнования».
4. В соответствии со статьей 1 предметом регулирования Закона о спорте являются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Данная правовая норма создает необходимость не только закрепления новых стимулов, но и введения актуальных ограничений. В частности, это касается объемов и соотношения получения и расходования бюджетных ассигнований в форме субсидий профессиональными спортивными клубами, наряду с внебюджетными источниками финансирования, частными инвестициями, собственной самоокупаемостью и самофинансированием. Правовое регулирование данных процессов вполне могло бы быть введено Законом о спорте отдельной нормой профессиональной спортивной лиги и (или) нормой положения (регламента) о профессиональном спортивном соревновании.
5. Предложения в проект ФЗ, имеющие юридико-технический характер и требующие детального составления, будут оформлены в установленном порядке ко второму чтению.
Заместитель Председателя Экспертного совета
по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации
по социальной политике,
кандидат юридических наук
В.В. Сараев