Опубликовано пн, 06/06/2016 - 12:30
Владельцы футбольных клубов все больше задумываются о развитии детско-юношеского футбола. Мы видим, что в ведущих европейских клубах не так много собственных воспитанников, регулярно выступающих за основную команду. Но в настоящее время руководство многих клубов начинает осознавать потенциальные выгоды, которые сулит успешная реализация программы развития футбола для подрастающего поколения.
Это, прежде всего, региональная идентичность футбольного клуба — включение в состав команды определенного количества местных игроков позволяет сохранить уникальное лицо клуба и его связь с местным сообществом.
Второе по очереди, но не по значимости — финансовая эффективность: с точки зрения бухгалтерского учета воспитанники собственной футбольной академии не признаются в качестве актива на балансе клуба. Поэтому, в случае перехода игрока в другой клуб, весь доход от его продажи оказывается в отчетности в качестве прибыли.
Возможность продажи доморощенных игроков делает воспитание талантливых игроков весьма прибыльной стратегией.
И наконец, третье — расходы на содержание футбольных академий не входят в состав релевантных расходов по правилам FFP (Financial Fair Play), а вот прибыль от продажи выпускников академий может быть включена в доходы. Кроме того, воспитанники собственных академий, как правило, имеют более низкие ожидания по заработной плате по сравнению со звездными игроками, перешедшими из других клубов.
Все эти факторы в совокупности подводят к выводу: успешные программы по развитию детско-юношеского футбола способны помочь клубам соответствовать строгим требованиям безубыточности, изложенным в FFP. Так, ФК «Манчестер Сити» недавно инвестировал 120 млн евро в создание новой академии и учебно-тренировочного комплекса, и это позволяет говорить о том, что даже ведущие мировые клубы, обладающие мощной финансовой базой, рассматривают программы детско-юношеского футбола как часть долгосрочной стратегии устойчивого развития, согласующейся с правилами FFP.
Тренировочный процесс и селекция
Основная задача в воспитании молодых футболистов разных возрастных групп заключается в нахождении правильного баланса между технической и тактической подготовкой игроков. С возрастающими скоростями в футболе все более важным становится технический аспект подготовки, независимо от возраста игроков: в младшей возрастной группе индивидуальное мастерство может развиваться без вмешательства со стороны, в средних возрастных группах вводится специальная техническая подготовка для позиций в защите, середине поля и атаке, старшие группы фокусируются на более тактических моментах игры.
Опыт и профессионализм директора академии и тренерского штата являются ключевым фактором успеха. Важно найти правильный баланс между тренерами, которые в прошлом являлись профессиональными футболистами, и тренерами с общеакадемическим образованием.
В дополнение к этому организуются индивидуальные занятия для наиболее перспективных ребят. Баланс между индивидуальными занятиями и командными тренировками различается от клуба к клубу: в одних индивидуальных тренировок нет в принципе, в других основной акцент сделан именно на них.
В основном клубы имеют согласованную игровую систему: 4–3–3 или 4–4–2, а 75% европейских клубов используют видеоанализ и учебно-тренировочные
планы. Фитнес-тренировки в большинстве клубов начинаются с 14 лет.
В основе успешной футбольной академии лежит правильный набор молодых талантов, и для этих целей необходим современный, хорошо организованный селекционный департамент, в функции которого входит поиск молодых талантов до того, как они будут замечены скаутами из других клубов.
Селекционный отдел должен тесно взаимодействовать как со спортивным и научным отделами, так и со вспомогательными отделами клуба для поиска молодых игроков не только по их техническим навыкам, но и с учетом образовательных и психосоциальных требований, предъявляемых к кандидату. Конкурировать с другими клубами в поиске талантливых игроков весьма непросто, но основной фокус всегда направлен на качественный уровень, а не на количество молодых игроков.
Регламент для воспитанников
С 1990-х гг. УЕФА стремится управлять ростом количества иностранных игроков, играющих в европейских лигах, чтобы помочь клубам сохранить свою национальную идентичность и обеспечить благополучие несовершеннолетних игроков (в возрасте до 18 лет) путем внедрения различных норм и правил в от- ношении минимального числа доморощенных игроков в команде клуба.
До завершения судебных процессов (в частности, связанных с Босманом и Симутенковым) многие европейские лиги имели квоты на количество иностранных игроков, которым разрешено играть в каждой команде, но согласно этому правилу данные квоты были признаны дискриминацией граждан ЕС и стали применяться только для иностранных игроков из стран, не входящих в состав ЕС.
Английская премьер-лига, например, не имеет правил, касающихся максимального количества зарубежных игроков или минимального числа воспитанников клуба, одновременно находящихся на поле во время матча. Большинство игроков ФК «Арсенал», ФК «Челси» и ФК «Манчестер Юнайтед» не имеют английского паспорта.
В 2006–2007 гг. клубы, соревнующиеся в Лиге чемпионов УЕФА или Кубке УЕФА, должны были включать по крайней мере 4 воспитанника клуба* в команду из 25 человек, причем только 2 из 4 могли быть воспитанниками другого клуба в отечественной футбольной лиге**. Эта норма была увеличена до 6 воспитанников клуба в 2007– 2008 гг. и до 8 в 2008–2009 гг.
* Воспитанник клуба (locally trained player) — это игрок клуба или ассоциации в возрасте от 15 лет (или, если это начало сезона, то в течение которого ему исполнится 15 лет) до 21 года (или, если это окончание сезона, то в течение которого ему исполнится 21 год), независимо от его национальности зарегистрированный в текущем клубе на период, непрерывно или с перерывами, трех полных сезонов (т. е. периодов, начиная с первого официального матча в соответствующем национальном чемпионате и заканчивая последним официальным матчем этого национального чемпионата) или 36 месяцев.
**Воспитанник отечественной футбольной лиги (association trained player) — игрок в возрасте от 15 лет (или, если это начало сезона, то в течение которого ему исполнится 15 лет) до 21 года (или, если это окончание сезона, то в течение которого ему исполнится 21 год), независимо от его национальности, зарегистрированный в клубе или нескольких клубах, относящихся к той же национальной ассоциации, в которую входит текущий клуб игрока, на период, непрерывно или с перерывами, трех полных сезонов или 36 месяцев.
В 2008 г. ФИФА стремилась восстановить национальную идентичность футбольных клубов, предложив правило «6 + 5», т.е. каждый клуб должен был выставить по крайней мере 6 игроков, имеющих право играть за национальную сборную страны данного клуба. Также считалось, что это правило поможет уменьшить растущую разницу между крупными и небольшими клубами. Однако оно не было внедрено в практику, т.к. нарушало законы о труде в ЕС.
Испания - пример для подражания
Неудивительно, что испанские клубы утвердились как самые успешные клубы в Европе на молодежном уровне, выиграв больше молодежных футбольных соревнований с 1993 г., чем какая-либо другая страна. Успешное развитие детско-юношеского футбола в таких клубах, как «Барселона», было ключевым фактором на пути к подобным достижениям.
Успех футбольной академии ФК «Барселона» демонстрирует, что 65% из числа игроков в текущем основном составе являются воспитанниками академии ФК «Барселона».
Почему же Испания более успешна в развитии детско-юношеского футбола, чем другие страны? Вот некоторые факты:
1. В Испании существует системный подход в части организации региональной и возрастной структуры, которая была внедрена Королевской испанской футбольной федерацией.
2. В стране имеется хорошо структурированная по возрастам национальная молодежная команда (U15, U16, U17, U18, U19, U20 и U21). У каждой возрастной группы есть преданный тренер и помощник.
3. Все испанские тренеры молодежных команд следуют одному и тому же игровому стилю (акцент на удержание мяча, использование контроля за мячом в ограничен- ном пространстве, установление скорости игры и техника возврата мяча).
4. Отчет УЕФА 2008 г. показал, что в Испании было почти в 2 раза больше тренеров (15 тыс. человек), чем в любой другой европейской стране. И это, несмотря на тот факт, что процесс получения тренерской лицензии в Испании может занять примерно в 3 раза больше времени, чем в Англии.
5. В соответствии с концепцией развития молодежного футбола в Испании чрезвычайно важным считаются не только способности игрока, но и его характер.
Английский вариант
С момента возникновения английской премьер-лиги в 1992 г. программа развития детско-юношеского футбола идет быстрыми темпами. В 1998 г. была запущена система футбольных академий.
Следующие вопросы входят в компетенцию Департамента по развитию детско-юношеского футбола премьер-лиги:
1. Регистрация игроков и организация программ матчей в течение сезона;
2. Создание платформы для проведения регулярных встреч сотрудников академий для обмена мнениями и опытом;
3. Программа профессионального развития для работников сферы социального обеспечения молодых игроков, а также тренеров;
4. Контроль за тем, чтобы размеры полей и форматы матчей соответствовали возрасту игроков.
В премьер-лиге существует департамент образования, который реализует программу по развитию игроков академий в части техники, тактики, физических аспектов, умственного развития, образа жизни и социального обеспечения.
Премьер-лига также составляет официальные программы обучения для всех учащихся в возрасте от 16 до 19 лет, подписавших договор на обучение в академии клуба премьер-лиги.
Клубы могут набирать до 30 игроков в каждую возрастную группу начиная с U9 до U14; до 20 игроков в группы от U15 до U16; до 15 игроков в группы от U17 до U21. Тем не менее учитывая, что в составе основных команд футбольных клубов премьер-лиги не более 25 игроков, многие из которых являются иностранцами, у игроков из академий не так много шансов пробиться в основную команду.
Департаменты развития молодых игроков профессиональных футбольных клубов в настоящее время функционируют:
- либо как академии (под контролем премьер-лиги);
- либо как центры мастерства (организованные Футбольной ассоциацией).
Правила, регулирующие деятельность этих двух видов учреждений, очень похожи. На территории Англии в настоящий момент распо- ложено 40 академий и 35 центров мастерства. Футбольные академии рекомендуется создавать всем клубам английской премьер-лиги. В то же время более 90% молодых игроков, являющихся воспитанниками академий клубов премьер-лиги, в будущем не войдут в основной состав своих клубов, и всего лишь 1% ребят, зачисленных в академию в возрасте примерно 9 лет, в итоге начнут выступление на профессиональном уровне.
В Англии сейчас осуществляется очередной этап программы по развитию детско-юношеского футбола. Премьер-лига разработала план развития элитных игроков (EPPP), который клубы внедряют с 2012 года. Заявленная цель этого плана — увеличить до 50% количество игроков премьер-лиги, имеющих право выступать за сборную Англии. В настоящее время этот показатель составляет 39%. План преследует цель создания ведущей в мире системы футбольных академий для подготовки большего количества доморощенных игроков высокого уровня.
В рамках программы EPPP в Англии была создана лига для игроков U21. Ее основное предназначение — дать возможность игрокам получать игровой опыт и сократить разрыв между академиями и взрослым футболом. Команды из 23 клубов категории «А» (17 команд премьер-лиги и 6 клубов второго по силе английского чемпионата) делятся на 3 группы — первая, вторая и третья национальные группы.
План EPPP и новая лига U21 — это инициативы премьер-лиги. Функция премьер-лиги — подготовка тренеров для академий. Команды крупнейших английских футбольных академий также принимают участие в европейском турнире для игроков U19 «Серия нового поколения», в рамках которого молодые игроки соревнуются в формате Лиги чемпионов. Предназначение этого чемпионата — дать молодым игрокам воз- можность принять участие в турнире европейского масштаба.
Академическая прибыль
Опираясь на информацию, представленную на диаграммах, можно выделить следующие основные аспекты финансирования футбольных академий в
Европе:
- 50% футбольных академий имеют бюджет в размере как минимум 1,25 млн евро;
- свыше 30% футбольных академий имеют бюджет в размере 2,5 млн евро и выше;
- бюджет 25% футбольных академий составляет менее 0,5 млн евро;
- 50% клубов тратят менее 6% своих бюджетов на развитие собственных академий;
- практически 30% клубов Европы тратят более 8% своих бюджетов на развитие собственных академий.
Можно выделить следующие тенденции в части финансовой эффективности футбольных академий:
- бюджеты почти 50% футбольных академий в Европе значительно выросли за последние 5 лет;
- наиболее серьезными статьями расходов типичной футбольной академии являются: расходы на персонал (26%), расходы на объекты инфраструктуры (15%) и расходы на контракты с игроками (15%);
- в большинстве европейских футбольных академий инвестиции со стороны клуба являются наиболее значимой статьей доходов;
- в среднем 8,6% воспитанников академий подписывают свои первые профессиональные контракты с клубами, в академиях которых они занимались.
Инвестиции в футбольные академии являются эффективными для клубов с финансовой точки зрения, так как тем самым клубы имеют возможность экономить деньги на трансферах и заработных платах доморощенных игроков. Действительно, средние расходы на футбольные академии в Европе составляют всего 6% от бюджета клуба, но 60% клубов, выбранных ассоциацией европейских клубов (ECA) для исследований, считают, что их молодежные академии являются источником дохода и не являются убыточными. Более половины футбольных академий в Европе имеют своей целью создание добавленной стоимости. Подобные инвестиции решают еще одну важную задачу — повышают лояльность игроков и болельщиков к собственному клубу.
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №11 Октябрь/Ноябрь 2013