Концепция профессиональных стандартов в спорте

Сергей Алтухов, профессор, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ

Тема профессиональных стандартов в спорте, а точнее процесс определения и взаимодействия отраслевых субъектов в спорте определил наш научно-практический интерес к проблеме. В рамках этой темы экспертами научно-методического центра «Спортивный менеджмент» был проведен опрос руководителей организаций системы Москомспорта, подготовлен анализ должностных компетенций и определены потребности в подготовке специалистов для основных секторов спортивной отрасли. На основе этих данных разработана Концепция профессиональных стандартов, включающая в себя структуру стандартов, методологию для классификации профессиональных требований в спортивной отрасли, а также процедуру аттестации работников спортивной отрасли.

 

Именно профессиональные стандарты служат отправной точкой в системе обучения и подготовки кадров, составляя основу для образовательных стандартов. Это подтверждает опыт стран Европейского Союза, показывающий, как отрасль сама несет ответственность за качество подготовки своих кадров. Приводимый в стандартах перечень знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, может служить полноценной основой для разработки учебных программ в высших и средне-специальных учебных заведениях, готовящих управленцев для спортивной отрасли. В настоящей работе мы рассмотрим ключевые аспекты Концепции профессиональных стандартов.

 

Цели и задачи

Профессиональные стандарты работников спортивной отрасли предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности.

Цель проекта — формирование профессиональных стандартов по наиболее массовым и востребованным профессиям в спортивной отрасли с описанием должности, профессиональных компетенций, требований к уровням образования, стажу работы и аттестации в соответствии с квалификационными уровнями.

Профессиональные стандарты разрабатываются на основе обобщения и анализа российской профессиональной практики в области менеджмента и призваны стать инструментом для решения следующих задач:

- повышение качества профессиональной деятельности специалистов в области спортивного менеджмента в соответствии с требованиями российской и мировой экономики;

- формирование и развитие ориентиров профессионального развития и стандартов оценки профессиональной деятельности и компетенции специалистов в области спортивного менеджмента;

- регламентация требований к уровню профессионального развития специалистов в области управления спортом как средство саморегулирования профессионального сообщества;

- повышение роли и статуса профессии на современном этапе развития российской экономики;

- формирование социальной ответственности специалистов спортивного менеджмента за состояние отрасли;

Для решения каждой конкретной должностной задачи установлен набор основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей профессиональной области. Конкретные направления деятельности при этом следующие:

  • разработка типовых должностных инструкций работников спортивной отрасли;
  • подбор, расстановка и использование кадров в спортивной отрасли;
  • планирование профессионального роста работников посредством их обучения по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
  • обоснование принимаемых решений при проведении аттестации работников спортивной отрасли;
  • оптимальный выбор самим работодателем вида и формы обучения работников по программам дополнительного образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) и образовательного учреждения;

Миссия

Миссия Профессиональных стандартов работника спортивной отрасли заключается в необходимости становления и функционирования спортивной отрасли, как отрасли экономики. В рамках отрасли огромное значение имеет процесс формирования профессиональных компетенций и управленческих решений для каждой из категорий специалистов с целью оптимизации процесса управления организацией, а также - для достижения эффективных экономических и спортивных результатов спортивной организации.

 

Структура

 

Уровни квалификации

в целях разработки проектов профессиональных стандартов

 

I. Общие положения

 

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Уровень

Показатели уровней квалификации

Полномочия

и ответственность

Характер умений

Характер

знаний

1 уровень

Деятельность под руководством

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

 

 

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение специальных знаний

 

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

 

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

 

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

 

 

В данной статье мы более подробно остановимся на профессиональных стандартах руководителей разных уровней - руководителя спортивной организации, заместителя руководителя спортивной организации, руководителей функционалльных подразделений и менеджерах (6-й уровень, 7-й уровень, 8-й уровень). Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования

 

9 уровень - руководители (их заместители) Олимпийского комитета России, национальных федераций, оргкомитетов Чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, профессиональных спортивных лиг

8 уровень - руководители (их заместители) Центров спортивной подготовки сборных команд России, спортивных объектов, региональных федераций, профессиональных спортивных клубов, оргкомитетов спортивно-зрелищных мероприятий

7 уровень - руководители (их заместители) функциональных подразделений спортивных организаций (департаментов, управлений, отделов, групп), комплексных научных групп, спортивных команд, спортивных обществ

6 уровень - руководители (их заместители) групп сопровождения, аналитических групп, лабораторий, учебно-тренировочных центров

Образовательные уровни

АС - аспирантура          М - магистратура        Б - бакалавриат

Профессиональный стандарт "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта"

 

Для обеспечения процедуры Независимой оценки квалификаций предусмотрены изменения в законодательстве Российской Федерации.

  • Проект Федерального закона N 1029618-6 "О независимой оценке квалификации"

    Правительством РФ предложена система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам

    Сообщается, что в настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с законом о техническом регулировании в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. При этом профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного закона.

    Согласно проекту для организации работ по оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам в определенном виде профессиональной деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей или ассоциации, представляющих профессиональные сообщества. При этом координатором системы независимой оценки квалификации будет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

    Указанные советы будут наделяться решением Национального совета полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

    Предполагается, что обеспечение практической деятельности Национального совета, советов, центров оценки квалификации будет осуществлять Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав которой в качестве соучредителей входят общероссийские объединения работодателей, заинтересованные общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация.

    Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Оценка квалификации по инициативе соискателя должна будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических или юридических лиц. По итогам профессионального экзамена соискателям будет выдаваться свидетельство о квалификации либо в случае неудовлетворительного прохождения экзамена заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.

  • Проект Федерального закона N 1029587-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

    В целях стимулирования проведения независимой оценки квалификации работников на соответствие профстандартам предлагается затраты на ее проведение учитывать при налогообложении

    Изменения в Налоговый кодекс РФ подготовлены в связи с законопроектом, предусматривающим введение в России института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.

    Прохождение независимой оценки будет являться добровольным и осуществляться за счет средств физлица или за счет средств работодателя (если инициатором ее проведения будет работодатель).

    Данным законопроектом предлагается затраты на оценку квалификации при исчислении налога на прибыль (единого налога при применении ЕСХН и УСН) относить к расходам, уменьшающим налоговую базу. Для граждан планируется предоставлять социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактически произведенных ими расходов на проведение такой оценки.

  • Проект Федерального закона N 1029893-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

    При прохождении работником независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам предлагается сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а также оплаты командировочных расходов

    В связи с предполагаемым введением института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам законопроектом вносятся изменения в нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие вопросы гарантий и компенсаций работникам, а также права и обязанности работодателей и работников по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников.

    Предусматривается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Вниманию всех руководителей спортивных организаций!

2 мая 2015 года подписан Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Закон дополнил Трудовой кодекс РФ статьей 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов»:

- если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года.

29 октября 2015 года издан Приказ Минтруда России N 798н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39694).

Работодателям необходимо ориентироваться на требования профстандарта (далее ПС) при приеме на работу, а также при аттестации уже работающих специалистов!

Что же ждет всех нас после 01 июля 2016 года?

Для соответствия занимаемой должности потребуется соответствующий уровень профильного образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, повышение квалификации и профессиональная переподготовка) и последующая профессиональная сертификация руководителя (руководителя подразделения) спортивной организации.

 

   

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments