Опубликовано пт, 31/01/2025 - 09:47 пользователем Сергей Алтухов
Отчеты Счетной палаты РФ о реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» продолжают удивлять население России количеством граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и ростом ежегодного финансирования этого проекта.
История вопроса
Что это за проект? Первое упоминание о целесообразности учета людей, занимающихся спортом, отсылает нас к 2005 году и проекту «Спортивный паспорт», который ставил целью определение реального количества спортсменов для фиксации изменений их физических параметров и развития траектории карьеры. Главная идея – спортивной бюрократии состояла в переходе на подушевое финансирование спорта в стране, когда количество людей прямо пропорционально количеству ресурсов на их физическую подготовку. В начале 2000-х за государственный счет было закуплено самое передовое компьютерное оборудование в Академию физической культуры, спорта и туризма в Москве, и для стремительного прорыва в сфере IT был необходим федеральный проект. Казалось бы, все сходится. Однако, опытные чиновники сразу почувствовали угрозу существующей системе учета, когда ребенок, занимающийся в школьной футбольной секции, потом поступивший в частную Академию, выступающий на городских соревнованиях за районную футбольную команду и включенный в состав сборной города, может быть посчитан четыре раза в общей базе занимающихся спортом. Тогда тема не прошла. Но идея финансировать спорт, исходя из количественных показателей занимающихся, никуда не пропала. Впоследствии появился «биологический паспорт спортсмена», но это уже узкоспециальная тема, не связанная с учетом массовости.
В новейшей истории России спорт развивался в рамках государственной федерально-целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2006-2015 годы». Ориентиром стала большая стройка для организации мега ивентов – Олимпийских игр, Универсиады, Чемпионатов мира и Кубков мира – для демонстрации привлекательности новой России. В 2015 году срок действия программы был пролонгирован на 2016-2020 годы. К этому времени государственные чиновники удовлетворились результатами развития инфраструктурной базы российского спорта, качеством организации глобальных мега ивентов в стране и решили, что следует перейти к новому (более значимому для общества) уровню качественного роста спорта и физической активности для укрепления здоровья российских граждан. Властная вертикаль такой подход одобрила. В 2019 году было принято решение о включение спорта в структуру национального проекта «Демография». Программные цели были направлены на создание условий для занятий физкультурой и спортом для граждан, повышение уровня обеспеченности населения спортивными объектами, подготовка спортивного резерва в рамках подсистемного проекта «Спорт – норма жизни». Спорт высших достижений и профессиональный спорт были исключены из целеполагания по понятным причинам. С 2019 года из федерального бюджета на реализацию проекта ушло 141,4 млрд рублей.
Декабрьский отчет Счетной палаты РФ о реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» отличается разгромными выводами о неудовлетворительной работе и крайне низких показателях использования бюджетных средств, недостаточной эффективности реализации мероприятий программы, снижении планового значения количества участников физкультурных и спортивных мероприятий проекта с 2019 по 2023 годы, уменьшения на 22% количества участников крупнейших всероссийских массовых соревнований за этот же период, неспособность организовать в большинстве регионов мероприятий по повышению квалификации и переподготовке спортивных специалистов (один из целевых показателей программы), несмотря на дефицит кадров в спортивной отрасли (сейчас в России на одного штатного специалиста приходится 339 человек, а в отдельных регионах – 1 000 человек).
Но самый важный вывод для спортивных чиновников в этом документе состоит в том, что отчеты Минспорта о достижении показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» не соответствуют данным из альтернативных источников. Дело в том, что в президентском указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» написано, что доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, - это показатель, по которому чиновникам нужно ежегодно отчитываться президенту. В в 2008-м официальная статистика показывала 15,9% занимающихся, в 2016-м были скромные 34,2%, в 2024 году, по данным Минспорта, в России регулярно занимаются спортом в организованных формах 57% граждан, а с учетом самостоятельно занимающихся – вообще 69,3%. К 2030 году доля населения страны, занимающегося спортом, должна составить 70%. Но аудиторы Счетной палаты РФ усомнились в реалистичности предоставленных данных.
Что не так с методикой подсчетов?
Министерство спорта РФ своим приказом утвердило «Методику расчета показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» национального проекта «Демография» и показателей федерального проекта «Спорт – норма жизни».
Формула довольно проста, и поначалу выглядела так:
Дз = Чзс / Чн х 100 |
Дз – доля занимающихся спортом.
Чзс – численность населения в возрасте 3-79 лет, занимающегося физической культурой и спортом в организованной форме занятий по данным федерального статистического наблюдения по форме №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте».
Чн – численность населения в возрасте 3-79 лет по административной информации Федеральной службы государственной статистики на начало года.
Но летом 2021-го в нее добавили еще один показатель – Чнп (численность населения в возрасте 3-79 лет, имеющего противопоказания и ограничения для занятий физической культурой и спортом) – который решили вычитать из общей численности населения.
Дз=Чзс / (Чн – Чнс) х 100 – теперь формула выглядит так, а новая переменная сразу улучшила общий показатель на 1,5%.
Дз=Чзс / (Чн – Чнс) х 100 |
Актуальный механизм подсчета прописан в приказе Росстата и устанавливает ежегодную форму статистического наблюдения 1-ФК. Данные в раздел «численность занимающихся» подают все юридические лица, осуществляющие деятельность по физкультуре и спорту на местах. Это дошкольные, общие, профессиональные, высшие и дополнительные образовательные учреждения, организации, осуществляющие спортивную подготовку, дома и дворцы культуры, молодежи и школьников, жилищно-коммунальные организации, парки культуры и отдыха, предприятия, организации, спортивные сооружения, фитнес и спортивные клубы, организации и объединения, работающие с инвалидами, пенсионерами, физкультурно-спортивные общества, федерации, ассоциации, союзы по видам спорта, органы управления физической культурой и спортом муниципальных образований. По факту, на федеральном уровне это ручной свод эксель-таблиц из регионов, которые, в свою очередь, вручную свели эксель-таблицы из муниципалитетов. В итоге один ребенок может быть посчитан многократно, а самостоятельно занимающиеся взрослые, нигде не числящиеся – не посчитаны ни разу.
Следует признать, что в содержательном плане этот отчет Счетной палаты олицетворяет дух времени и заслуживает более тщательного погружения и изучения. Но в данном конкретном случае мы пытаемся понять, откуда взялся критерий эффективности 70 процентов занимающихся?
Почему 70 процентов?
Ответ на этот вопрос найти очень непросто. Точнее, не удается установить логику для принятия такого решения. 13 июля 2020 года вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, выступая на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, заявил: «Один из показателей нацпроекта «Демография» - к 2024 году увеличить долю регулярно занимающихся спортом до 55%, сейчас этот показатель – 43% или 58 млн человек, - сказал Чернышенко. – Я считаю, что планку нужно поднимать еще выше – до 70% к 2030 году. Тогда нужно будет обеспечивать рост регулярно занимающихся спортом граждан на 8-9% в год, это достаточно амбициозная, но достижимая цифра». До этого момента никогда и нигде эта цифра не фигурировала. Следует предположить, что аналитики правительства, готовившие целевые показатели и ресурсную базу программы, посчитали возможным достижение таких результатов.
Через неделю был подписан Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», в котором цель «увеличение до 70% доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом», соседствовала с другими задачами проекта «Демография» - обеспечение устойчивого роста численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Затем «70% к 2030-му» добавили как целевой показатель в «Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». Сейчас это один из главных целевых ориентиров в нашем массовом спорте. И судя по отчетам министерства спорта, достижение этой цели – это не эфемерная установка, а результат плановой работы, о которой президент РФ получает информацию на регулярной основе.
Подтверждение его осведомленности о ситуации все увидели на форуме «Россия – спортивная держава» в Уфе, когда Владимир Путин заявил: «Здесь [в зале] люди, которые практически всю жизнь, значительную часть своей жизни посвятили развитию спорта, и вы хорошо знаете, что у наших соседей таких людей, которые занимаются постоянно физической культурой и спортом, больше, чем в Российской Федерации, не 57 процентов, а за 70. И нужно к этому стремиться и нам. Повторю: наш приоритет – обеспечение доступности занятий спортом для людей всех возрастов и уровней физической подготовки».
Президент России страны говорил о соседях, которые успешно справляются с такими или схожими задачами, и подогрел интерес к изучению их опыта. Мы обратились к материалам монографии Т.В. Долматовой «Государственное управление в сфере физической культуры и массового спорта за рубежом», изданной ФГБУ ФНЦ ВНИИФК в 2020 году.
Что там у конкурентов?
Мировой спорт трясет и лихорадит, как и любые другие отрасли экономики в процессе изменений мирового порядка. Наблюдения за трансформацией спорта в постпандемийный период показывают, что трудно всем. Но сохранить соревновательный баланс спортивной результативности и экономической эффективности спортивных проектов удается далеко не всем, но социальные задачи спорта по-прежнему остаются основой для развития спорта в странах с передовой экономикой. Посмотрев на карту, не трудно определить страну, которая стремится стать мощной спортивной державой. Это – Китайская Народная Республика. С нее и начнем.
Китай
Из числа наших географических соседей только Китай может похвастаться плановой и системной работой, связанной с развитием спорта в стране. Атлеты из поднебесной добились невероятных результатов на международной арене и впервые в истории стали победителями медального зачета на Олимпийских играх и Паралимпийских играх 2024 года. Прежде всего, обращает на себя внимание, как наши соседи из Китая реализуют спортивную реформу в стране, согласно положениям Национальной программы физической подготовки, принятой на период 2021–2025 гг. В качестве основных целей в этом документе указаны дальнейшее совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых в области физической культуры и спорта, и формирование доступной спортивной инфраструктуры для населения. Обратите внимание, практически один в один с нашими положениями! При этом доля граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к 2025 году должна составить 38,5% от количества населения, на 1000 человек должно приходиться 2,16 инструкторов по социальным видам спорта, а общий объем стоимости услуг, оказываемых в сфере спорта в КНР, должен достичь 5 триллионов юаней (815 млрд долларов США). Понятно, что абсолютные цифры занимающихся спортом в Китае корректно вряд ли мы сможем посчитать, но значение 38,% оставим, как ориентир.
Германия
Опыт Германии, еще одного нашего партнера и соперника, показывает, что в спортивном секторе в Германии насчитывается более 90 тысяч спортивных организаций с общей численностью около 27 млн человек при количестве населения 84,48 млн человек. Это составляет 31,9% занимающихся. Считаем важным заметить, что основная функция регулирования сферы спорта в стране возложена на Министерство внутренних дел (Bundesministerium des Innern, fuer Bauund Heimat). Это такой особенный немецкий подход к управлению спортом.
Одним из примеров самых спортивных немецких земель является Бавария. В Баварии при населении около 12,844 млн человек каждый третий житель систематически занимается физической культурой и спортом. В Баварскую спортивную федерацию в качестве членов входят 12 тысяч спортивных обществ, в которых насчитывают более 4,4 млн занимающихся спортом баварцев. В федеральной земле Баден-Вюртемберг, расположенной на юго-западе Германии, с населением в 10,876 600 жителей 3 760 912 человек занимаются спортом. В целом около 40% от общего числа местных жителей регулярно занимаются физической культурой и спортом, будучи членами 11 356 спортивных обществ.
Канада
В Канаде, согласно отчету организации «Патисипэйшн» за 2019 год, лишь 16% взрослого населения Канады в возрасте 18 лет и старше соблюдают Канадские рекомендации по физической активности и имеют не менее 150 мин физической активности каждую неделю. При этом приблизительно 86% взрослого населения Канады в возрасте от 18 до 79 лет и старше ведут сидячий образ жизни более 8 ч ежедневно. Только 9,5% детей и подростков Канады в возрасте от 5 до 17 лет в общей сложности выполняют Канадские рекомендации по 24-часовому режиму дня, 38% – имеют двигательную активность в объеме не менее 60 мин ежедневно, по данным исследования за 2017 г. В то же время показатели по уровню физической активности школьников в канадских школах свидетельствуют о том, что только 51% учащихся в Канаде имеют доступ к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время.
Франция
Франция – страна, принимавшая Олимпийские игры 2024 года. Спорт во Франции играет важнейшую роль в общественной и социальной жизни общества. Население Франции, по данным на 2018 г., составляло более 65 млн человек, из них во Франции насчитывалось более 18,8 млн граждан, систематически занимающихся спортом и имеющих членство в спортивных федерациях республики. Это составляет 28,9%. При этом основной целью государственной политики в области физической культуры и спорта Франции является увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, еще на 3 млн человек к 2024 году до 33%.
Эти цифры неожиданно стали поводом для оптимизма. Ведь уже не так все плохо с показателями массового спорта у нас в стране на фоне зарубежья. Просто, с какой стороны посмотреть на эту историю. Счетная палата по традиции направила этот отчет с предложениями в Минспорт, Федеральную службу безопасности, Совет Федерации и Госдуму для более тщательной проработки и принятия мер. А может быть, нужно было стразу в наградной отдел? Ведь наши специалисты умеют работать.
Сергей Алтухов