Опубликовано вт, 10/09/2024 - 12:03 пользователем Сергей Алтухов
Спортивные чиновники планируют усиление централизации на фоне заявления Владимира Путина о движении России по пути демократизации спорта и снятия ограничений МОК
Тема следующего заседания Совета по развитию физической культуры и спорта родилась, как вы помните, на предыдущем заседании Совета в октябре 2023 года достаточно неожиданно после выступления президента Федерации спортивной гимнастики России Василия Титова. Он предложил «посмотреть на роль спортивных объединений, федераций, на взаимодействие между ними в вопросах развития спорта». Президент России Владимир Путин тогда ответил, что, дескать, «вы так красиво всё излагали, но я не понял, о чём вы говорили». И, как представляется, эти слова соответствовали реальной оценке происходящего.
Тема следующего заседания Совета «О роли негосударственных организаций в развитии физической культуры и спорта» была сразу утверждена. Вскоре был утвержден новый министр спорта РФ Михаил Дегтярев, а затем Государственная Дума РФ на пленарном заседании приняла во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому профессиональные спортивные лиги получат право независимо от международных и общероссийских спортивных федераций разрабатывать и утверждать положения своих соревнований, также если профессиональные спортивные лиги не являются членами международных спортивных организаций, то они не обязаны выполнять их требования. Кроме того, Василий Титов практически решил вопрос об объединении федераций спортивной гимнастики, художественной гимнастики, аэробики, акробатики и прыжков на батуте в единую структуру накануне заседания Совета. Без видимых осложнений.
Новая власть - новые планы
Как видим, государственная вертикаль спортивной власти, которой предстоит-таки определить «роль негосударственных спортивных организаций», отреагировала оперативно. А сообщение министра спорта о поручении Президента России создать Фонд, основными целями деятельности которого станет дополнительная поддержка детского, юношеского, массового спорта, спортивных школ, олимпийского и паралимпийского комитетов, специальной Олимпиады лишь дополнило яркие события лета. Законопроект должен быть внесен в Госдуму до 10 сентября.
Михаил Дегтярев[1], комментируя эти реактивные изменения отмечал, что «советский спорт не получал ни одного рубля из государственного бюджета Советского Союза. Это факт. Советский спорт финансировался за счет «Спортлото». В каких долях? 25% от всех доходов от «Спортлото» шли в бюджет Советского Союза. Госкомспорт еще и зарабатывал деньги вместе со «Спортлото». Четверть шла на цели и задачи Госкомспорта. Четверть шла в регионы на развитие инфраструктуры. То есть все, что построено Госкомспортом за десятилетия, – это деньги от «Спортлото». И всего лишь четверть. Ну, плюс, конечно, местные бюджеты, и четверть распределялась еще на разные цели».
Интересный экскурс в историю. Очень любопытный. Но «Спортлото» - это часть советской истории, и совсем не Фонд. К тому же современная лотерея «Столото» с 2018 года работает на рынке и финансирует российский спорт. Об этом Михаил Дегтярев знает[2]. «Лотерея сегодня приносит существенные средства, они направляются сразу в федеральный бюджет. На спорт идет до 4 млрд. Деньги небольшие. Нужно ли больше, и можно ли больше, - вопрос дискуссионный. Мы его в правительстве обязательно обсудим. От букмекерской деятельности сегодня деньги идут напрямую в федерации. И это вызывает ряд вопросов, как их тратят некоторые федерации. И у нас есть данные, как и у государства, что не все направляют туда, куда надо, — на развитие детско-юношеского спорта. А мы с этим обязательно разберемся вместе с правоохранителями», – заявил министр спорта РФ.
Взять и поделить
Это заявление стало созвучным происходящим во властной вертикали изменениям. Далее министр продолжает[3]: «Владимир Владимирович в своем поручении очень четко и недвусмысленно зафиксировал, куда будут направляться средства от спортивных событий, в создании которых не задействованы наши, отечественные федерации, лиги, клубы и т.д.
Если в двух словах, все спортивные соревнования за пределами России, которые проходят, и к которым мы не имеем (как страна) отношения, - на них же люди ставят? Вот от этих доходов все деньги - в кубышку, и потом мы их будем распределять уже на развитие детско-юношеского спорта и на развитие инфраструктуры и разные другие цели в соответствии со стратегией по развитию физкультуры и спорта в России, которая утверждена.
А внутренние все ставки, если в долях — это примерно где-то процентов 15 от вала ставок, будут по-прежнему направляться в федерации. Логика очень простая. Если ты как глава федерации или лиги можешь сделать это зрелищным, что люди захотят поставить на матч, условно, ЦСКА — «Локомотив» в футболе, пожалуйста, делай для этого все. Тогда больше будут ставить, и получать больше денег.
Но от ставок, условно, на матч Лиги чемпионов или какой-нибудь испанской лиги или итальянской, будьте любезны, денежки все в государственный фонд. А потом мы прозрачно определим по методикам. Мы их, конечно, будем все публиковать, обсуждать. Будет у фонда и наблюдательный совет, и контролирующие органы подключим. Но это будет прозрачно».
Назад в будущее?
Теперь понятны и вектор, и логика. Для решения задачи сокращения государственных затрат на спорт предлагается использовать модель Фонда, наполняемого букмекерами по примеру «Спортлото», и, скорее всего, «службы одного окна» для централизованного распределения ресурсов. Вам это ничего не напоминает? А ведь нечто похожее уже происходило в недавней российской истории. 1 июня 1992 года указом Президента РФ Бориса Ельцина был создан «Национальный фонд спорта» с целью «привлечения средств организаций и граждан для развития инфраструктуры массового спорта и спортивной индустрии». В 1993 году Фонд получил право безакцизного ввоза и реализации алкогольной и табачной продукции для последующего финансирования спортивных организаций. В 1995 году НФС поставлял 80-85 % ввозимого алкоголя и до 90 % импортных сигарет. Но российскому спорту это не очень помогло. В 1996 все закончилось после президентской предвыборной кампании.
Спортивная политика является частью государственной политики и представляет собой структуру принципов, целей и запланированных действий, разработанных заслуживающими доверия местными, национальными или международными институтами с целью достижения общих целей в отношении спортивных сообществ в рамках заданного диапазона ресурсов, времени и пространства. В этом контексте понимания государственных задач в спортивной политике остаются два вопроса.
Первый. «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ» была утверждена в ноябре 2020 года и действует без изменений до сегодняшнего дня, не обращая внимания на СВО и изменения внешней и внутренней политики. Более того, по словам Михаила Дегтярева, новый Фонд будет финансировать реализацию этой Стратегии. Нет ли необходимости провести хотя бы декомпозицию целей и задач Стратегии в изменившихся условиях?
Второй. Новая модель негосударственного финансирования и распределения ресурсов в российском спорте потребует изменения структуры управления и властных полномочий. Для этого нужно найти объяснение, почему государственный министр и его министерство впадают в такую зависимость от бизнес-структур. Сегодня они процветают, а завтра? Власть – это явление деликатное. Это подтверждают слова социолога Пьера Бурдьё: «...Власть — этот своего рода круг, центр которого находится повсюду и нигде, который никогда специально не скрывался, достигая этого иными способами. Власть нужно уметь обнаружить там, где она менее всего заметна, где она совсем не узнана, следовательно — признана. Символическая власть и есть, в действительности, такая невидимая власть, которая может осуществляться только при содействии тех, кто не хочет знать, что подвержен ей или даже сам ее осуществляет».
Сергей Алтухов